Пока обнаружил вот это, интересный подход.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Литвиненко Наталия Ивановна, научный сотрудник
Зарицкая Светлана Ивановна, младший научный сотрудник
Международный научно-учебный центр информационных технологий и систем НАНУ и МОНУ
Аннотация
В статье обсуждаются возможности применения современных информационных технологий в дидактическом процессе начальной школы.
Данная работа представляет авторский подход к использованию графических компьютерных сред для развития творческих способностей учащихся 1- 4 классов путем вовлечения их в процесс графического конструирования и моделирования картин мира.
Авторы имеют многолетний опыт работы в младшей и основной школе. Разработанные учебные программы и методики подкреплены результатами многолетнего педагогического эксперимента на базе средней школы №132 города Киева.
XXI век - эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.
Очевидным сегодня является тот факт, что создание соответствующих компьютерных программ и педагогических методов их использования требует не просто переложения существующей методики на язык программирования, а разработку технологии обучения на основе концепции компьютеризации и информатизации всей системы образования, и начального образования, в частности.
Под использованием "новых информационных технологий" в начальной школе, на наш взгляд, следует понимать не обучение адаптированным для начальной школы "основам информатики", а комплексное преобразование "среды обитания" учащегося, создание новых средств для его развития и активной творческой деятельности.
Компьютер в обучении младшего школьника должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребенка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития. Такое понимание использования компьютера имеет гуманитарный развивающий характер.
Способов применения информационных технологий, способствующих развитию творчества, много: от компьютерного конструирования, моделирования и постановки виртуальных экспериментов до овладения новой терминологией. Педагогическая практика показывает реализуемость этого в методике начального обучения. Развитие педагогики использует возможности направленного влияния применения компьютерных и информационных технологий в обучении на мышление, память, внимание, воображение, самооценку учащихся, умение планировать свои действия, мотивационный компонент учебной деятельности [1].
Анализируя различные аспекты использования современных информационных технологий в школе [2], в том числе, и начальной, можно выделить следующие:
Первый аспект – компьютер как объект изучения. Это характерно, прежде всего, для курса “Основы информатики и вычислительной техники”(ОИВТ).
Второй аспект – компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный “учитель”. В таком качестве компьютер используется как в курсе ОИВТ так и при изучении других учебных дисциплин (тренажеры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.п.).
И, наконец, третий - компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом более творческим. Программное обеспечение учебного назначения, позволяющее использовать компьютер в таком качестве, объединяется общим названием: компьютерные учебные (учебно-игровые) среды.
Компьютерные среды значительно облегчают реализацию психолого-педагогически обоснованных методов с использованием поэтапного формирования умственных действий, что может приводить не только к повышению эффективности обучения, но и ускорению формирования умения самостоятельно ставить задачу и находить способ ее решения, другими словами, способствует формированию учебной деятельности.
Одна из разработок Международного научно-учебного центра информационных технологий и систем НАН Украины и МОНУ - компьютерная учебно-игровая среда Электронный Конструктор (ЭЛКОН), стала основой интегрированного учебно-развивающего курса “Конструирование на компьютере” для 1-4 классов средней общеобразовательной школы [3].
ЭЛКОН - графическая среда для моделирования объектов различных предметных областей. Создание композиций объектов (конструирование) осуществляется по принципу мозаики в процессе последовательного и целенаправленного применения к множеству используемых объектов соответствующих преобразований. В среде ЭЛКОН возможна реализация широкого спектра преобразований над множествами. Такие абстрактные понятия, как множество, функция, преобразование, операция и т.п., интерпретируются в системе на доступном для любого возраста уровне.
Курс “Конструирование на компьютере” внедрен в учебный процесс средней общеобразовательной школы №132 г. Киева с 1990 года. Обучение осуществляется на базе Международного научно-учебного центра информационных технологий и систем НАН Украины и Министерства образования и науки Украины.
Программа данного курса (авторы: Гриценко В. И., Зарицкая С. И., Литвиненко Н. И., Стрижак А. Е.) рекомендована к использованию Киевским Межрегиональным Институтом усовершенствования учителей им. Б. Гринченко (Протокол № 9 заседания кафедры методики преподавания естественно-математических дисциплин от 23 мая 1996 года) и зарегистрированы права автора в Государственном департаменте интеллектуальной собственности (Свидетельство № 9069 от 25.12.2003).
Курс “Конструирование на компьютере” является интегрированным на уровне содержания обучения. Он включает несколько модулей по различным предметным областям:
* логика
* комбинаторика
* изобразительное искусство
* оригинальные математические задачи
* моделирование окружающего мира
* создание тематических конструкторов
Объединяющим фактором является конструирование как основной вид деятельности в данном курсе.
Основные цели курса:
* Формирование у учащегося устойчивого интереса к обучению как необходимое условие достижения остальных целей;
* Развитие логического мышления;
* Формирование навыков осуществления анализа и синтеза в процессе графического конструирования;
* Развитие творческих компонентов мышления;
* Формирование авторского мышления.
Для развития у учащихся творческих компонентов мышления и формирования авторского мышления в процессе обучения по данному курсу мы используем такой методический прием, как реализация творческих проектов в среде ЭЛКОН. Суть его в том, что в завершение изучения каждой темы курса “Конструирование на компьютере” учащийся реализует свой проект:
* выполняет композицию на вольную тему в заданном конструкторе;
* создает свой (а не по образцу) орнамент для ковра, скатерти и т.п.;
* создает силует какого-либо объекта окружающего мира по собственному замыслу, используя ограниченный (заданный) набор графических элементов;
* придумывает свою задачу (на поиск закономерности, на раскрашивание, задачу с числовыми квадратами, со спичками и т.д.) и показывает на компьютере как она решается.
Завершается обучение разработкой тематического конструктора по собственному замыслу.
Процес реализации этого проекта состоит из нескольких этапов:
1. Каждый ребенок выбирает из предложенных учителем или придумывает сам тему будущего конструктора, делает в тетради эскизы рисунков по выбранной теме, или подбирает рисунки из книг и журналов.
2. Подготовленные рисунки анализируются и разбиваются на фрагменты – выясняется, какие графические примитивы (детали) понадобятся для конструирования; учащийся делает эскизы графических примитивов в тетради с учетом размера примитива в среде ЭЛКОН.
3. Учащийся создает библиотеку графических примитивов для тематического конструктора в среде ЭЛКОН.
4. Создание композиций с использованием разработанных графических примитивов; презентация тематического конструктора.
Мобилизуя большие затраты умственной деятельности, графическое конструирование и моделирование ускоряет процессы развития пространственного мышления, воображения, развивает умственные способности, наблюдательность детей, чувство гармонии.
Такой подход к организации учебного процесса с использованием современных информационных технологий в начальной школе дает возможность привлечь учащихся к творческой деятельности, что является необходимым условием формирования различных качеств творческого мышления.
Литература
1. Смульсон М. Л. Психологія розвитку інтелекту. Монографія.- К.: Нора-Друк, 2003. – 298 с.
2. Заріцька С. І., Литвиненко Н. І.. Комп‘ютер у початковій школі: аспекти використання // Початкова освіта, 2004, № 9 (249), с. 24-25.
3. Заріцька С. І., Литвиненко Н. І. Інформаційні технології в школі: розвиток творчих здібностей учнів в процесі графічного конструювання // Збірник матеріалів Міжнародного семінару “Побудова суспільства знань для молоді шляхом використання технологій XXI століття”, 21-23 листопада 2005 р., Київ – с. 109-115.