Mindstorm

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Mindstorm » Mindstorm » Информатика в школах


Информатика в школах

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Пока обнаружил вот это, интересный подход. :)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ  В  НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Литвиненко Наталия Ивановна, научный сотрудник

Зарицкая Светлана Ивановна, младший научный сотрудник

Международный научно-учебный центр информационных технологий и систем НАНУ и МОНУ

Аннотация

  В статье обсуждаются возможности применения современных информационных  технологий в дидактическом процессе начальной школы.

  Данная работа представляет авторский подход к использованию графических компьютерных сред для развития творческих способностей учащихся 1- 4 классов путем вовлечения их в процесс графического конструирования и моделирования картин мира.

  Авторы имеют многолетний опыт работы в младшей и основной школе. Разработанные учебные программы и методики подкреплены результатами многолетнего педагогического эксперимента на базе средней школы №132 города Киева.

  XXI век - эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

  Очевидным сегодня является тот факт, что создание соответствующих компьютерных программ и педагогических методов их использования требует не просто переложения существующей методики на язык программирования, а разработку технологии обучения на основе концепции компьютеризации и информатизации всей системы образования, и начального образования, в частности.

  Под использованием "новых информационных технологий" в начальной школе, на наш взгляд, следует понимать не обучение адаптированным для начальной школы "основам информатики", а комплексное преобразование "среды обитания" учащегося, создание новых средств для его развития и активной творческой деятельности.

  Компьютер в обучении младшего школьника должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребенка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития. Такое понимание использования компьютера имеет гуманитарный развивающий характер.

  Способов применения информационных технологий, способствующих развитию творчества, много: от компьютерного конструирования, моделирования и постановки виртуальных экспериментов до овладения новой терминологией. Педагогическая практика  показывает реализуемость этого в методике начального обучения. Развитие педагогики использует возможности направленного влияния применения компьютерных и информационных технологий в обучении на мышление, память, внимание, воображение, самооценку учащихся, умение планировать свои действия, мотивационный компонент учебной деятельности [1].

  Анализируя различные аспекты использования современных информационных технологий в школе [2], в том числе, и начальной,  можно выделить следующие:

  Первый аспект – компьютер как объект изучения. Это характерно, прежде всего, для курса “Основы информатики и вычислительной техники”(ОИВТ).

  Второй аспект – компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный “учитель”. В таком качестве компьютер используется как в курсе ОИВТ так и при изучении других учебных дисциплин (тренажеры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.п.).

  И, наконец, третий - компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом более творческим. Программное обеспечение учебного назначения, позволяющее использовать компьютер в таком качестве, объединяется общим названием: компьютерные учебные (учебно-игровые) среды.

  Компьютерные среды значительно облегчают реализацию психолого-педагогически обоснованных методов с использованием поэтапного формирования умственных действий, что может приводить не только к повышению эффективности обучения, но и ускорению формирования умения самостоятельно ставить задачу и находить способ ее решения, другими словами, способствует формированию учебной деятельности.

  Одна из разработок Международного научно-учебного центра информационных технологий и систем НАН Украины и МОНУ - компьютерная учебно-игровая среда Электронный Конструктор (ЭЛКОН), стала основой интегрированного учебно-развивающего курса “Конструирование на компьютере” для 1-4 классов средней общеобразовательной школы [3].

  ЭЛКОН - графическая среда для моделирования объектов различных предметных областей. Создание композиций объектов (конструирование) осуществляется по принципу мозаики в процессе последовательного и целенаправленного применения к множеству используемых объектов соответствующих преобразований. В среде ЭЛКОН возможна реализация широкого спектра преобразований над множествами. Такие абстрактные понятия, как множество, функция, преобразование, операция и т.п., интерпретируются в системе на доступном для любого возраста уровне.

  Курс “Конструирование на компьютере” внедрен в учебный процесс средней общеобразовательной школы №132 г. Киева с 1990 года. Обучение осуществляется на базе Международного научно-учебного центра информационных технологий и систем НАН Украины и Министерства образования и науки Украины.

  Программа данного курса (авторы: Гриценко В. И., Зарицкая С. И., Литвиненко Н. И., Стрижак А. Е.) рекомендована к использованию Киевским Межрегиональным Институтом усовершенствования учителей им. Б. Гринченко (Протокол № 9 заседания кафедры методики преподавания естественно-математических дисциплин от 23 мая 1996 года) и зарегистрированы права автора в Государственном департаменте интеллектуальной собственности (Свидетельство № 9069 от 25.12.2003).

  Курс “Конструирование на компьютере” является интегрированным на уровне содержания обучения. Он включает несколько модулей по различным предметным областям:

    * логика
    * комбинаторика
    * изобразительное искусство
    * оригинальные математические задачи
    * моделирование окружающего мира
    * создание тематических конструкторов

  Объединяющим фактором является конструирование как основной вид деятельности в данном курсе.

  Основные цели курса:

    * Формирование у учащегося устойчивого интереса к обучению как необходимое условие достижения остальных целей;
    * Развитие логического мышления;
    * Формирование навыков осуществления анализа и синтеза в процессе графического конструирования;
    * Развитие  творческих компонентов мышления;
    * Формирование  авторского мышления.

  Для развития у учащихся творческих компонентов мышления и формирования авторского мышления  в процессе обучения по данному курсу мы используем такой методический прием, как реализация  творческих проектов в среде ЭЛКОН. Суть его в том, что в завершение изучения каждой темы курса “Конструирование на компьютере” учащийся реализует свой проект:

    * выполняет композицию на вольную тему в заданном конструкторе;
    * создает свой (а не по образцу) орнамент для ковра, скатерти и т.п.;
    * создает силует какого-либо объекта окружающего мира по собственному замыслу, используя ограниченный (заданный) набор графических элементов;
    * придумывает свою задачу (на поиск закономерности, на раскрашивание,  задачу с числовыми квадратами, со спичками и т.д.) и показывает на компьютере как она решается.

  Завершается обучение разработкой тематического конструктора по собственному замыслу.

  Процес реализации этого проекта состоит из нескольких этапов:

   1. Каждый ребенок выбирает из предложенных учителем или придумывает сам тему будущего конструктора, делает в тетради эскизы рисунков по выбранной теме, или подбирает рисунки из книг и журналов.
   2. Подготовленные рисунки анализируются и разбиваются на фрагменты – выясняется, какие графические примитивы (детали) понадобятся для конструирования; учащийся делает эскизы графических примитивов в тетради с учетом размера примитива в среде ЭЛКОН.
   3. Учащийся создает библиотеку графических примитивов для тематического конструктора в среде ЭЛКОН.
   4. Создание композиций с использованием разработанных графических примитивов; презентация тематического конструктора.

  Мобилизуя большие затраты умственной деятельности, графическое конструирование и моделирование ускоряет процессы развития пространственного мышления, воображения, развивает умственные способности, наблюдательность детей, чувство гармонии.

  Такой подход к организации учебного процесса с использованием современных информационных технологий в начальной школе дает возможность привлечь учащихся к творческой деятельности, что является необходимым условием формирования различных качеств творческого мышления.

Литература

   1. Смульсон М. Л. Психологія розвитку інтелекту. Монографія.- К.: Нора-Друк, 2003. – 298 с.
   2. Заріцька С. І., Литвиненко Н. І.. Комп‘ютер у початковій школі: аспекти використання // Початкова освіта, 2004, № 9 (249), с. 24-25.
   3. Заріцька С. І., Литвиненко Н. І. Інформаційні технології в школі: розвиток творчих здібностей учнів в процесі графічного конструювання // Збірник матеріалів Міжнародного семінару “Побудова суспільства знань для молоді шляхом використання технологій XXI століття”, 21-23 листопада 2005 р., Київ – с. 109-115.

(с) http://www.dlab.kiev.ua/ITEA2006/paper/ … tskaya.doc

0

2

Украинской программы не нашел пока, приходиться довольствоваться российской.

Изучение курса информатики в школе должно преследовать две цели: общеобразовательную и прикладную. Общеобразовательная целя заключается в освоении учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формировании у них навыков алгоритмического мышления, понимания компьютера как современного средства обработки информации. Прикладная в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями.

В соответствии с Базисным учебным планом (приказ Министерства образования России от 09.02.98 г. № 322) изучение курса информатики предусмотрено в старших классах общеобразовательных школ. В среднем звене изучение курса предполагается за счет часов вариативной части.

Структура изучения информатики в школе предусматривает три этапа: пропедевтический (1—6 классы), основной, или базовый (7—9 классы), и профильный (10—11 классы).

Обязательный минимум содержания образования по информатике утвержден приказом Министерства образования России от 30.06.99 г. № 56. В нем определяются объем и содержание учебного материала, предъявляемые школой учащимся. При этом уровень А предназначен для школ гуманитарного профиля, а также для школ, не имеющих компьютерного класса. Уровень Б обязательного минимума предполагает изучение курса при наличии в школе компьютерного класса.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Уровень А

1. Информация и информационные процессы
Понятие информации. Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информационная деятельность человека. Информационные основы процессов управления.

2. Представление информации
Язык как способ представления информации. Кодирование. Двоичная форма представления информации. Количество и единицы измерения информации.

3. Компьютер
Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь. Программное управление работой компьютера. Программное обеспечение.
Файлы и каталоги. Работа с носителями информации. Ввод и вывод данных.
Инсталляция программ. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Техника безопасности в компьютерном классе.

4. Моделирование и формализация
Моделирование как метод познания. Формализация. Информационные модели. Исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей.

5. Алгоритмы и исполнители
Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записи алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции. Вспомогательные алгоритмы.
Знакомство с одним из языков программирования. Переменные величины: тип, имя, значение. Массивы (таблицы) как способ представления информации.

6. Информационные технологии
Технологии обработки текста и графики:
Понятие текста и его обработки. Текстовый редактор: назначение и основные возможности. Редактирование и форматирование текста.
Представление графической информации. Графический редактор: назначение и основные возможности.
Технологии обработки числовой информации:
Электронные таблицы: назначение и основные возможности. Ввод чисел, формул и текста. Стандартные функции. Построение диаграмм. Использование электронных таблиц для решения задач.
Технологии хранения, поиска и сортировки информации:
Базы данных: назначение и основные возможности. Системы управления базами данных. Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей.
Компьютерные коммуникации:
Локальные и глобальные компьютерные информационные сети. Основные информационные ресурсы: электронная почта, телеконференции, файловые архивы. Сеть Интернет. Технология World Wide Web (WWW). Поиск информации.

Уровень Б

1. Информация и информационные процессы
Вещество, энергия, информация — основные понятия науки.
Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информационные основы процессов управления.
Информационная культура человека. Информационное общество.

2. Представление информации
Язык как способ представления информации. Кодирование. Двоичная форма представления информации. Вероятностный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации.

3. Системы счисления и основы логики
Системы счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Системы счисления, используемые в компьютере.
Основные понятия и операции формальной логики. Логические выражения и их преобразование. Построение таблиц истинности логических выражений.
Основные логические элементы компьютера (регистр, сумматор).

4. Компьютер
Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь.
Программное обеспечение компьютера. Системное и прикладное программное обеспечение. Операционная система: назначение и основные функции.
Файлы и каталоги. Работа с носителями информации. Ввод и вывод данных.
Инсталляция программ. Правовая охрана программ и данных. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы. Техника безопасности в компьютерном классе.

5. Моделирование и формализация
Моделирование как метод познания. Формализация. Материальные и информационные модели. Информационное моделирование.
Основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые). Исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей.

6. Алгоритмизация и программирование
Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записи алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции. Вспомогательные алгоритмы.
Знакомство с одним из языков программирования. Переменные величины: тип, имя, значение. Массивы (таблицы) как способ представления информации.
Различные технологии программирования. Алгоритмическое программирование: основные типы данных, процедуры и функции. Объектно-ориентированное программирование: объект, свойства объекта, операции над объектом.
Разработка программ методом последовательной детализации (сверху вниз) и сборочным методом (снизу вверх).

7. Информационные технологии
Технологии обработки текстовой информации:
Понятие текста и его обработки. Текстовый редактор: назначение и основные возможности. Редактирование и форматирование текста. Работа с таблицами. Внедрение объектов из других приложений. Гипертекст.
Технологии обработки графической информации:
Представление графической информации. Пиксель. Графические примитивы. Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс и основные возможности. Графические объекты и операции над ними.
Технологии обработки числовой информации:
Электронные таблицы: назначение и основные возможности. Редактирование структуры таблицы. Абсолютная и относительная адресация ячеек. Ввод чисел, формул и текста. Стандартные функции. Основные объекты в электронных таблицах и операции над ними (ячейка, столбец, строка). Построение диаграмм. Использование электронных таблиц для решения задач.
Технологии хранения, поиска и сортировки информации:
Базы данных: назначение и основные возможности. Типы баз данных. Системы управления базами данных. Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Основные объекты в базах данных и операции над ними (запись, поле). Изменение структуры базы данных. Виды и способы организации запросов.
Мультимедийные технологии:
Способы представления документов, объединяющих объекты различных типов (текстовые, графические, числовые, звуковые, видео). Интерактивный интерфейс.
Компьютерные коммуникации:
Локальные и глобальные компьютерные информационные сети. Основные информационные ресурсы: электронная почта, телеконференции, файловые архивы. Сеть Интернет. Технология World Wide Web (WWW). Публикации в WWW. Поиск информации.

Источник статьи: Программы общеобразовательных учреждений. Информатика.

(с)http://www.klyaksa.net/htm/uchitel/index.htm

0

3

Хм... Надо нарушить информационный вакуум...
Вообщем, в пред. постах много текста, и неясны разделы, которые мы будем разрабатывать. Нужно конкретно определить цели, которые мы будем достигать (ведь всю программу информатики мы не охватим). Если у тов. старшого есть идеи, пусть выкладывает =)

0

4

"Виртуальный учитель понимает ваши эмоции

Новозеландские учёные недавно разработали специальную компьютерную программу, которая может в перспективе частично заменить живых преподавателей в школьных компьютерных классах.

По сути, данное приложение является виртуальным учителем по имени Ева (Eve), который руководствуется очень сложной системой взаимодействия с детьми.
* * *

Компьютер умеет не только преподавать определённые материалы (к примеру, математику), но и способен декодировать выражения лица учеников и даже считывать их жесты. Для этого используется обычная веб-камера. Отметим, что система работает с уловкой — 50% времени урока камера будет отключаться, так что пользователи не будут знать, наблюдает ли за ними учительница или нет.

Главным преимуществом подобной системы преподавания является то, что ученик в компьютерном классе работает с учителем «один на один». Используя камеру, виртуальный наставник может понять, что сейчас чувствует ребёнок и соответствующим образом адаптировать урок. Анимированный персонаж на экране компьютера хоть и не выглядит как живой, но может задавать вопросы, обсуждать какие вещи, давать советы по решению задач и пр. Идея более чем интересная. Такой программой наверняка заинтересуются компании, занимающиеся производством обучающего софта (капитализация рынка примерно равно $25 млрд.). Впрочем, говорить о том, что компьютер научился самостоятельно понимать все сложные человеческие эмоции пока ещё слишком рано."

http://gizmod.ru/2007/12/07/virtualnyj_ … i_emotsii/

А як вам така альтернатива)?

0


Вы здесь » Mindstorm » Mindstorm » Информатика в школах